Рада поддержала налоговую реформу. И еще кое-что

Воскресенье, 28 декабря, стало поистине эпохальным днем для Украины. Не смотря на выходной, Верховная Рада приняла рекордное количество законопроектов для реализации бюджета на 2015-й год и получения необходимой финансовой помощи Запада, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Одобрена налоговая реформа

Народные депутаты поддержали в целом законопроект № 1578 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)". За соответствующее решение проголосовали 250 нардепов из 226 минимально необходимых, передает РБК-Украина.

Законопроект был принят с поправкой Яценюка относительно возмещения НДС для зернотрейдеров.

Закон предусматривает сокращение налогов с 22 до 9, среди которых остались: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, рентная плата, пошлины, а также местные налоги: налог на имущество и единый налог.

По словам премьер-министра, изменения в Налоговый кодекс предусматривают специальную систему налогообложения НДС предприятий аграрного сектора. А вот  зернотрейдеры не будут иметь права на возмещение НДС — такое право остается исключительно у производителей сельскохозяйственной продукции.

Относительно налогообложения налогом на доходы физических лиц, то пвышается ставка налога для пассивных доходов — процентов, роялти и инвестиционных доходов с 15 до 20%.

"Для дивидендов, выплаченных субъектами предпринимательской деятельности, которые являются плательщиками налога на прибыль, ставка 5%. Для субъектов предпринимательской деятельности, которые не являются плательщиками налога на прибыль, — ставка 20%", — сообщил Яценюк.

Относительно налога на объекты жилой недвижимости правительство установило минимальные пороги налогообложения, а именно: не облагается налогом до 60 кв. м для квартиры и до 120 кв. м для дома. Также не облагается нежилая недвижимость, которая используется в аграрном секторе, промышленности, МАФы и киоски, которые являются субъектами малого бизнеса, а также рынки.

Относительно рентных платежей, то изменения в Налоговый кодекс устанавливают на постоянной основе ставки рентной платы для нефти и конденсата — 45% из залежей до 5 километров, 21% — из залежей свыше 5 км; для природного газа, реализуемого не для нужд населения — 55% из залежей до 5 км, и 28% из залежей свыше 5 км.

Принято также решение о поэтапном повышении ставки независимо от глубины добычи в отношении так называемых договоров о совместной деятельности: 1 квартал 2015 г. — 60%, 2 квартал — 65%, начиная с третьего квартала 2015 г. — 70%. Таким образом правительство хочет стимулировать предприятия, которые имеют совместную деятельность по добыче газа, на переход на соглашения по распределению продукции.

Также закон предусматривает сохранение на постоянной основе взимания рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака, установив ставки платы в эквиваленте в долларах США, которые отвечают мировым стандартам.

В изменениях в Налоговый кодекс остается предложенное правительством применение общих условий налогообложения для институтов совместного инвестирования. Так, будут облагаться полученные физическим лицом доходы от институтов совместного инвестирования по ставке 20%. Для юридических лиц доходы от институтов совместного инвестирования включаются в базу налогообложения.

Остается увеличение финансового результата плательщика налога на прибыль на 30% стоимости товаров по отдельным операциям с изъятием нормы об ограничении отнесения на расходы товаров, работ и услуг, приобретенных у субъектов упрощенной системы налогообложения.

Закон также предусматривает действие норм относительно бесспорного взыскания средств со счетов и наличности по самостоятельно задекларированных налогоплательщиком налоговых обязательствах исключительно на первое полугодие текущего года, если сумма налога превышает 5 млн грн и если нет согласованных налоговых обязательств со стороны государства по отношению к этому налогоплательщика.

Также Кабмин согласился на то, чтобы сохранить льготный режим налогообложения для образования и медицины.

Относительно специальной процедуры администрирования налога на добавленную стоимость, то по словам Яценюка, — в Налоговом кодексе предусматривается тестовый режим применения электронной системы администрирования НДС с 1 февраля до 1 июля 2015 г.

"Государственная фискальная служба ежемесячно на своем сайте публикует список должников и суммы долга по всем налогам всех субъектов предпринимательской деятельности. Это норма закона для того, чтобы мы видели конкретно, кто не платит, какие суммы, по которой налоговой зарегистрированы такие налогоплательщики", — заявил Яценюк.

Введен также налог на роскошные автомобили — как дизельные, так и бензиновые машины с объемом двигателя больше 3 тыс. куб. см, возрастом до 5 лет.

Закон предусматривает установление ставки акцизного налога с розничных продаж пива, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива в размере 5% от объема реализации. Арсений Яценюк подчеркнул, что эти средства будут зачисляться в местные бюджеты.

В законе сохраняются действующие налоговые льготы для предприятий общественных организаций инвалидов.

Изменениями в Налоговый кодекс вводится и налогообложение оборота лотерей по ставке 10%.

Закон предусматривает обязательное применение регистраторов расчетных операций с 1 июля 2015 г. — физическими лицами-предпринимателями, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в розничной торговой сети, по средствам передвижной сети, с 1 января 2016 г. — физическими лицами-предпринимателями, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в розничной торговой сети через средства передвижной сети с 1 января 2016 г. 

"С 1 июля 2015 г. вводится электронный кабинет налогоплательщика. Это должна сделать налоговая администрация, где фактически будет электронное досье каждого налогоплательщика", — сообщил премьер.

Со времени введения электронного администрирования НДС в полном объеме прекращается проверка входного НДС.

Установлен временный сбор на все импортные товары

Народные депутаты поддержали в целом законопроект № 1562 "О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей ХІІ Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г." За соответствующее решение проголосовали 256 нардепы из 226 минимально необходимых.

Дополнительный импортный сбор предлагается ввести временно, сроком на 12 месяцев, согласно статье XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. и Договоренности о положения ГАТТ-1994 в отношении платежного баланса.

"Дополнительный импортный сбор взимается с товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, независимо от страны происхождения этих товаров и заключенных Украиной соглашений (договоров) о свободной торговле", — говорится в документе.

Объектами налогообложения дополнительным импортным сбором являются товары, указанные в частях первой и второй статьи 277 Таможенного кодекса Украины, кроме жизненно необходимых товаров в соответствии со статьей 5 настоящего закона.

Согласно проекту закона, жизненно необходимыми товарами являются: природный газ, уголь энергетический, топливо для АЭС, нефть, нефтепродукты (бензин, дизтопливо), банкноты и банковские металлы, гуманитарная помощь, товары, освобождаются от уплаты ввозной пошлины согласно межгосударственным договоренностям, кроме свободной торговли (например, товары, ввозимые в качестве технической помощи, для обеспечения деятельности Чернобыльского Фонда "Укрытие", в рамках сотрудничества с НАТО, Глобальным фондом, и т.д.).

Дополнительный импортный сбор будет взиматься с товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (то есть для свободного обращения на таможенной территории Украины), независимо от страны их происхождения по ставкам:

— 10% для товаров, которые классифицируются в 1 — 24 товарных группах согласно УКТВЭД;

— 5% для товаров, классифицируемых в 25 — 97 товарным группам согласно УКТВЭД;

— 10% для товаров, подлежащих обложению ввозной пошлиной согласно статье 374 Таможенного кодекса Украины.

Этот закон вступит в силу с 1 января 2015 г.

Также нардепы приняли во втором чтении и в целом связанный с предыдущим документом законопроект № 1563 О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно стабилизации платежного баланса)", который предусматривает администрирование дополнительного импортного сбора. За соответствующее решение проголосовали 263 депутата.

Ускорена капитализация и реструктуризация банков

Верховная Рада Украины приняла закон о мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков (№1564), который является частью пакета реформ внесенных Правительством и доработанных с парламентской коалицией. Об этом УНН сообщает со ссылкой на пресс-службу КМУ.

Представляя проект закона в парламенте, премьер-министр Украины Арсений Яценюк отметил, что одна из ключевых проблем сегодняшней украинской финансово-экономической системы — банковский сектор: "Из-за девальвации национальной денежной единицы подорвано доверие к национальной банковской системе. В первую очередь это объективно связано с военными действиями и российской военной агрессией. Миллионы украинцев, которые имеют свои депозиты в банковской системе, пошли их снимать, ведь не уверены в том, что завтра эти средства можно будет из банка получить".

По его словам, действующее законодательство предусматривает "процедуры капитализации банков, которые будут тянуться месяцами". Зато предложенный Правительством закон №1564 предусматривает "оперативное и быстрое принятие решений по вливанию капитала в банки и Фонд гарантирования вкладов и обеспечения гражданам Украины получение средств, которые они имеют в своих депозитах в пределах, определенных законом".

Он напомнил, что в текущем году Правительство уже капитализировал Сберегательный банк Украины на сумму 11млрд гривен. Также ожидается, что Кабинет Министров примет решение о капитализации "Эксимбанка" дополнительно на 5млрд гривен: "На следующий год мы предусматриваем в проекте закона Украины о Государственном бюджете 36 млрд гривен на капитализацию тех банков, которые будут соответствовать критериям, определенным данным законом, и эти критерии согласованы с нашими иностранными партнерами ".

Закон предусматривает направление 20 млрд гривен дополнительных средств, которые должны быть направлены в Фонд гарантирования вкладов: "Те лица, которые подпадают под гарантированные вклады — а это до 200 тыс. грн — будут иметь возможность получить свои средства, если соответствующий банк попадает в трудное финансовое положение".

"Мы осознаем, что это не окончательное решение. И, конечно, 56 млрд грн вряд ли хватит, чтобы поддержать всех. Но это очень существенный шаг, который восстановит доверие к банковской системе и даст возможность для государства капитализировать те банки, которые соответствуют критериям системности и смогут в дальнейшем стать банками, финансово состоятельными выполнять свои обязательства", — сказал глава правительства.

Яценюк подчеркнул, что капитализация банков будет осуществляться исключительно публично, "и это пошлет четкий сигнал всем акционерам и в первую очередь владельцам депозитов в банках, банковская система способна пройти этот сложный период 2015 года".

Изменен закон о трансфертном ценообразовании

Народные депутаты поддержали в целом законопроект № 1264-1 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием". За соответствующее решение проголосовали 279 нардепов из 226 минимально необходимых, передает РБК-Украина.

Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время заседания Верховной Рады Украины, правительство после консультаций с фракциями коалиции предлагает добавить 3 пункта в закон № 1264-1, который подготовлен ко второму чтению, а именно:

1) увеличить размер штрафов за незадекларированные в отчете операции с 1% до 5% суммы сделки и удалить верхнюю границу в размере 100% минимальной зарплаты.

"Потому что сейчас штрафы чисто формальные. Это будет серьезное финансовое давление и ответственность для тех, кто нарушает налоговое законодательство", — заявил Яценюк.

2) Ограничение размера штрафа 200-ным размером минимальной зарплаты в отношении операций, по которым не была подана документация и отчетность.

"Если тот не подал отчетность, у него штраф — 200 размеров минимальной зарплаты. Но если тот уклонился, то у его — 5% от суммы операции", — заявил Яценюк.

3) Установить на постоянной основе применение методов сравнения неконтролируемой цены для всех контролируемых операций с экспортных импортных товаров, имеющими биржевую котировку.

"Именно поэтому, чтобы не махлевали с биржами, фракции коалиции предложили, что перечень бирж для каждой группы товаров — это должны быть международные биржи — определяется правительством", — подчеркнул премьер-министр.

Изменен порядок наполнения местных бюджетов

Народные депутаты поддержали в целом законопроект № 1557 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)". За соответствующее решение проголосовали 231 нардепы из 226 минимально необходимых.

Как сообщил премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время заседания Верховной Рады Украины, данный документ также будет предусматривать, что во время военного положения правительство будет тратить бюджетные средства по согласованию с Президентом Украины.

"Если введено военное положение, то правительство принимает решения по расходованию бюджетных средств по согласованию с Президентом. Как только парламент собрался, парламент принимает решения по расходованию бюджетных средств", — сказал он.

Также документ устанавливает, что на проведение платежей по защищенным и незащищенным статьям казначейству дается 5 дней.

"Установить требования относительно выполнения казначейством платежных поручений при условии выполнения сведенного бюджета", — говорится в законопроектов.

В соответствии с законом, местная власть сможет самостоятельно формировать местные бюджеты, начиная с 15 сентября года, предшествующего плановому, и независимо от того, будет ли принят государственный бюджет, местные органы будут иметь возможность до 25 декабря утверждать свои собственные бюджеты, исходя из соответствующих полномочий. А после принятия государственного бюджета будут происходить лишь корректировки и уточнения показателей в части трансферов, которые передаются из госбюджета на местный.

Также упрощается процедура предоставления гарантий.

Как отмечается в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено:

1. Повышение бюджетной и финансовой самостоятельности местных бюджетов.

2. Стимулирование общин к объединению и формированию способных территориальных общин через механизм перехода бюджетов объединенных общин на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, наделение таких общин полномочиями, равнозначными полномочиями городов областного значения, лишение права на выполнение делегированных государством полномочий органов местного самоуправления в селах, поселках, городах районного значения, что не объединились.

3. Расширение имеющейся доходной базы местных бюджетов путем:

— передачи из государственного бюджета платы за предоставление административных услуг (кроме 50% административного сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений и государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), государственной пошлины;

— увеличение процента зачисления экологического налога с 35 до 80%;

— закрепление за местными бюджетами стабильных источников — налога на доходы физических лиц по новым нормативам (бюджеты городов областного значения, районов — 60%, областные бюджеты — 15%, бюджет г. Киева — 40%) и налога на прибыль предприятий частного сектора экономики (областные бюджеты — 10%);

— введение с 2015 г. сбора по розничной продаже подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты) по ставке в диапазоне от 2% до 5% стоимости реализованного товара вместо сбора за виноградарство, садоводство и хмелеводство, который будет поступать в местные бюджеты;

— расширение с 2015 г. базы налогообложения налога на недвижимость путем включения до налогообложения коммерческого (нежилого) имущества.

4. Децентрализации расходных полномочий в социально-культурной сфере и четкое распределение компетенций, сформированный по принципу субсидиарности.

С государственного на региональный и местный уровень передаются отдельные мероприятия и заведения в образовательной и медицинской и культурной сферах; поддержка местных советов физкультурно-спортивных обществ и их спортивных баз и т.д.

5. Введение новых видов трансфертов (базовая дотация, образовательная субвенция субвенция на подготовку рабочих кадров, медицинская субвенция; субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера, реверсная дотация).

Базовая дотация будет иметь компенсаторный характер и обеспечивать выравнивание налогоспособности местных бюджетов по закрепленным доходам (налогу на доходы физических лиц, налогом на прибыль).

Определен механизм распределения и использования новых субвенций в разрезе административно-территориальных единиц.

6. Установка новой системы выравнивания за закрепленными общегосударственным налогам (налога на прибыль и налога на доходы физических лиц) — в зависимости от уровня поступлений на одного жителя. Остальные платежи не подлежат выравниванию и останутся в полном распоряжении местных бюджетов. Указанное будет способствовать обеспечению местных бюджетов достаточными поступлениями и будет стимулировать местные органы власти к привлечению дополнительных поступлений и расширение базы налогообложения.

Показатели доходов столичного бюджета не учитываются при осуществлении фискального выравнивания, объем средств, что превышает средний показатель поступлений по налогам на одного жителя по Украине, не изымается и может быть направлен на финансирование расходов для исполнения г. Киевом функций столицы.

7. Усиление ответственности профильных министерств по реализации государственной политики в образовательной и медицинской отраслях путем определения их главными распорядителями средств соответствующих субвенций.

8. Предоставление права самостоятельного выбора учреждения (в органах Казначейства или учреждениях банков) по обслуживанию средств бюджета развития местных бюджетов и собственных поступлений бюджетных учреждений.

9. Упрощение процедуры предоставления местных гарантий и осуществление заимствований от международных финансовых организаций.

10. Изменения в разграничении зачисления средств экологического налога (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов), с предвидением зачисления в государственный бюджет 20% поступлений, а в местные бюджеты — 80%, в том числе в областных бюджетов — 55%, сельских, поселковых, городских бюджетов -25% и бюджета города Киева — 80%.

Значительное увеличение ресурса областных бюджетов позволит обеспечить финансирование расходов, связанных с финансированием государственных ветеринарных лечебниц и ветеринарных лабораторий, которыми обеспечивается эпизоотическое благополучие соответствующих территорий путем проведения лечебных, лабораторно-диагностических, профилактических работ, контроля за качеством продуктов питания и т.д.

Также предусмотрено законодательное регулирование иных вопросов бюджетных отношений, в частности:
— определен порядок казначейского обслуживания в особый период;

— усилена ответственность главных распорядителей бюджетных средств в части формирования паспортов бюджетных программ и внедрение формы внутрихозяйственного (управленческого) учета для сбора информации, необходимой для подтверждения результативных показателей бюджетных программ;

— предусмотрена норма относительно формирования местными органами власти объема бюджета развития (не менее 10% объема общего фонда собственных доходов местных бюджетов);

— дополнен перечень защищенных расходов, расходами на мероприятия, связанные с обороноспособностью государства, осуществляемых за счет средств резервного фонда бюджета;

— урегулированы бюджетные отношений в особый период;

"По предварительным расчетам рост ресурса местных бюджетов в 2015 г. составит более 30,0 млрд грн. Поскольку система обеспечивает автономность принятия местных бюджетов и децентрализации, то в будущем такие изменения дадут синергетический эффект и доходы местных бюджетов возрастут в два-три раза. Таким образом в распоряжении органов местного самоуправления будет ресурс для решения вопросов развития общин", — говорится в пояснительной записи к законопроекту.

Понижен единый социальный взнос

Народные депутаты поддержали в целом законопроект № 1573 "О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализацию фонда оплаты труда". За соответствующее решение проголосовали 268 нардепов из 226 минимально необходимых, передает РБК-Украина.

"Как известно, сегодня ставка единого социального взноса составляет 41%. Мы предлагаем существенное снижение. Если на предприятии зарплата составляет более 3-х прожиточных минимумов, то ЕСВ составит для такого предприятия 16,4%, а не 41%", — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время представления данного законопроекта на заседании Верховной Рады Украины.

"Если наши международные финансовые организации будут иметь предостережения и замечания к этой статье, то тогда, и мы об этом договорились, эта норма будет подлежать обязательному пересмотру", — добавил он.

Кроме этого, закон предусматривает объединение соцфондов: фонда страхования от несчастных случаев на производстве и фонда страхования от временной нетрудоспособности, что будет способствовать сокращению административных расходов фондов на 600 млн грн.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Оптимизированы социальные расходы

Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении и в целом закон о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, который предусматривает оптимизацию социальных расходов, передает УНН.

Законопроект поддержали 256 народных депутатов.

Правительство и коалиция достигли договоренности, что сохраняются действующие условия оплаты труда сотрудникам бюджетной сферы, а зарплаты и пенсии будут проиндексированы по окончании I полугодия 2015 года.

По словам Яценюка, в 2015 году максимальный размер заработной платы сотрудников госорганов и бюджетных учреждений не будет превышать семь минимальных зарплат.

"В том случае, если органом государственной власти осуществляются мероприятия по оптимизации и сокращению своей численности, то такой размер не может превышать 9-10 минимальных зарплат", — добавил Яценюк.

Он отметил, что эта норма не распространяется на участников антитеррористической операции на востоке Украины, сотрудников Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

Отменены льготы на проезд для некоторых категорий

Верховная Рада приняла во втором чтении проект Закона "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины".

За соответствующее решение проголосовали 249 народных депутатов.

По словам Яценюка, согласно законопроекту предусматривается предоставление бесплатного питания для детей-сирот, детей-инвалидов, детей, лишенных родительской опеки и детей из малообеспеченных семей.

Также он отметил, что остается бесплатное питание для всех больных в учреждениях здравоохранения.

Он подчеркнул, что льготный проезд в 1 июня 2015 остается без изменений, с 1 с июня следующего года льготным проездом смогут пользоваться инвалиды 1 и 2 группы, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишенные родительской опеки, дети из малообеспеченных семей, участники боевых действий и еще несколько категорий граждан.

Напомним, ранним утром в понедельник, Верховная Рада одобрила государственный бюджет на 2015-й год.